1«Неподвижность внутри неподвижности – это не истинная неподвижность. Истинная неподвижность – это неподвижность внутри движения».

Лао Цзы, китайский философ

 

В этой статье мне хочется поговорить об особенностях и секретах японского дзюдо, о том, каких же качеств – физических и психических – не хватает дзюдоистам других стран для достижения столь же блистательного результата.

С одной стороны, не достигнув цели и испытывая неприятные чувства, можно с позиции неудачника искать ответ на вопрос: «Кто виноват?» и, конечно, находить его в плохой работе тренеров, нерадивости спортсменов и т.п., занимаясь тем, что в психологии называется негативным мышлением.

Но намного продуктивнее, с позиции позитивного мышления, при котором понятия неудача, поражениерассматриваются лишь как обратная связь, как сигнал к собственным изменениям, понять, что мы не сделали в процессе подготовки, что необходимо сделать ещё для достижения цели. Эта позиция (с учётом принятия ответственности на себя) позволяет полнее осознать себя, увеличивает нашу восприимчивость, что необходимо для целостного видения и анализа ситуации, раскрывает ориентированное на достижение мышление.

Однажды мастер чайной церемонии, заступившийся за девушку, был вызван самураем на поединок. Он страшно испугался и решил, что его ждёт гибель. В отчаянии он обратился за советом к своему учителю. «Когда ты выйдешь на поединок, представь и действуй, как на чайной церемонии. Ведь ты – мастер этого дела», — сказал тот. В назначенное время, когда соперники сошлись лицом к лицу, самурай, увидев перед собой мастера, поклонился ему и тихо произнёс: «Я смастерами не сражаюсь».

То, что увидел самурай в облике своего противника – это МУСИН – особое психическое состояние внутреннегобезмолвия, немышления. Если и есть что-то, в чём существует разница между восточными (японскими) и западными мастерами дзюдо, так это способность входить, когда это необходимо, в состояние МУСИН.

Бесспорным является тот факт, что для того, чтобы работать с максимальной эффективностью, мы должны посвящать тому, что делаем сто процентов своей энергии. Однако большинство людей, без занятий специальными практикаминеделания, никогда не задумываются над тем фактом, что человек не способен тотально делать что-то, пока он не способен делать ничто. У любого, кто не обладает такой способностью, часть мозга всегда занята чем-то ещё, как бы усердно он ни пытался сконцентрироваться (попробуйте, например, сейчас не думать о большой белой обезьяне).

Внешне МУСИН проявляется пребыванием человека в состоянии глубокого внутреннего спокойствия, невозмутимости, отрешённости от всего внешнего и написанном на лице чувстве непоколебимой уверенности. Именно это состояние спокойствия и непоколебимости духа, проявляющееся и во внешнем облике, и в выражении лица, и в движениях, в действиях на татами, всегда было присуще великим японским дзюдоистам: Исао Инокума, Ясухиро Ямосито, Тошихико Кога и другим, а сейчас его демонстрирует на татами и вне его Косай Иное. В отличие от них западные мастера дзюдо обычно выглядятозабоченными, даже тогда, когда пытаются отдыхать и ничего не делать в перерывах между схватками.

И хотя для того, чтобы в полной мере овладеть МУСИН, требуется много времени и усилий, на самом деле это естественное для человека состояние. Почти все когда-нибудь в жизни испытывали его, особенно в моменты наивысших достижений, однако для начала специальных тренировок оно возникает, скорее всего, в результате благоприятного стечения обстоятельств в жизни или по чистой случайности. Задача же сводится к тому, чтобы научить себя достигать состоянияМУСИН по собственной воле, научиться входить, когда это необходимо, в состояние не-мышления.

Когда вы этому научитесь, вы поймёте, насколько сложнее было жить и достигать своих целей, не имея такой способности. Вы будете идти по жизни, не раздумывая, а реагируя.

Обычно спортсмены, когда им объясняешь состояние МУСИН, начинают возражать: «Как я смогу что-нибудь сделать, если я буду пустым? Все физические действия направляются мозгом, и прежде чем что-то сделать, об этом необходимо подумать». Но это неправильное понимание. Разве мы думаем об отдёргивании руки, когда прикасаемся к чему-либо раскалённому? Нет, мы просто отдёргиваем руку. В этом и заключается цель МУСИН. Вы не думаете, Вы просто инстинктивно реагируете на ситуацию.

Думать в бою – это верная смерть, думать во время схватки на татами – путь к поражению.

Некоторые рефлексы заложены в нас от природы, другие же, например способность рефлекторно проводить приёмы, реагируя на ситуацию в схватке, необходимо развивать. Поэтому физические тренировки спортсмена должны всегда сочетаться с ментальными упражнениями, главной целью которых является обучение ментальному (психическому) расслаблению. Это одна из самых трудных задач, а многие люди попросту сомневаются в существовании такого состояния, как отсутствие внутреннего диалога – «бормотания» в уме. Тем не менее, его можно легко продемонстрировать, снимая у человека, выполняющего одну из практик ментального расслабления, электроэнцефалограмму.

Как только удаётся подавить рационально думающую левую часть мозга, на энцефалограмме вместо быстрого бета-ритма, характерного для состояния бодрствования, начинают преобладать медленные, обладающие наибольшей энергией альфа-волны, что приводит к ментальному расслаблению, остановке внутреннего диалога и спокойствию.

Исследования показали, что только 10 процентов людей, «как правило, очень успешных» от природы, являются альфа-мыслителями. Они способны активно использовать свой разум для анализа проблем и нахождения решения, находясь в альфа-состоянии (глубоком ментальном расслаблении) и сохраняя высокий уровень бодрствования. Абсолютное же большинство людей при замедлении мозговой активности до альфа-уровня входят в подсознательное состояние и засыпают. Способность думать и действовать, находясь в альфа-состоянии, позволяет человеку мыслить более ясно, сохранять лучшую концентрацию, обеспечивает более лёгкий доступ к информации, благодаря дополнительной энергии.

С чисто физической точки зрения ментальное расслабление увеличивает атлетические способности спортсменов. Ведь отключая логические зоны мозга, то есть постоянные контроль и критику своих действий, вы будете действовать интуитивно (тело мастера борьбы знает, что необходимо делать в той или иной ситуации поединка), направляя всю энергию на достижение результата. Кроме того, в состоянии ментального расслабления вы можете легко переходить в схватке от одной мыслительной модели к другой, легко менять тактику и стратегию ведения борьбы.

Существует много физиологических методов и психологических техник ментального расслабления, однако классическим упражнением для развития ментального спокойствия остаётся ДЗАДЗЕН, так называемая «сидячая медитация» – гимнастика для мозга.  Это довольно простое упражнение, однако доведение его до совершенства требует регулярности занятий в течение довольно длительного времени и последующей регулярной практики, хотя бы по 15-20 минут в день.

Чтобы практиковать ДЗАДЗЕН, вы просто сидите и ни чего не делаете, медленно и глубоко вдыхая и выдыхая вниз живота, ни о чём не думая. Поскольку для большинства людей это просто невозможно, то вначале предлагают выполнять какие-то несложные задания, чтобы занять ум. Например, считать вдохи и выдохи или фокусировать взгляд на каком-то предмете (свеча, шар). Делая это, новички развивают способность сидеть в течение длительного времени неподвижно. Наилучшей позой для упражнения в ДЗАДЗЕН является сейдза (сидя на пятках). Важно, чтобы бёдра были немного выше, чем голень. Это позволяет спине принять слегка вогнутое положение и достичь полного расслабления мышц спины. В начале эта поза кажется неудобной, болезненной, но это лишь улучшает дисциплину и концентрацию. Можно сидеть и по-турецки (скрестив ноги), но при этом необходимо сидеть на небольшой подушечке, что позволяет приподнять бёдра выше колен.

Как только вы разовьёте в себе способность хотя бы в течение пяти минут сидеть неподвижно, пытайтесь больше не концентрироваться на чём-то конкретном. Просто сидите. Через некоторое время (а это будет зависеть от ваших индивидуальных способностей) беспорядочный поток мыслей постепенно уменьшится до маленькой струйки.

Конечным результатом является сидение в состоянии безвременья и полной свободы от мыслей. Настоящий ДЗАДЗЕНсостоит в том, что вы просто сидите, ничего не делая и ни о чём не думая.

Когда вы научитесь удерживать состояние немышления сидя, постепенно, сохраняя его, пробуйте ходить, а затем и выполнять технические действия борьбы. Уже через несколько занятий вы почувствуете в себе внутренние изменения, успокоение. Однако умение входить в состояние МУСИН произвольно, делая его применимым к ситуациям в повседневной жизни, требует достаточно длительной практики. Ваша конечная цель заключается в том, чтобы выработать у себя способность участвовать в физических действиях, в поединке, сохраняя при этом состояние не-мышления – МУСИН, что является неотъемлемой частью развития высокого уровня жизненной силы, энергии. Помните, что, развив в себе эту способность, Вы будете владеть инструментом не менее важным для достижения цели, чем сильные мышцы, гибкие суставы и высокая техника дзюдо.

 

Валерий НАТАЛЕНКО